Как монголы Новый Год празднуют  Рая скучала дома. Её подружка Соня уехала с родителями в Краснодар на праздники, с Сашей они заигрались в шашки настолько, что смотреть уже на них не могли, а мама из-за хрипящего горла не пускала валяться в сугробах. Не помогал даже учебник брата по языкознанию — он встретил девочку на случайно раскрывшейся восемьдесят шестой странице и тут же разочаровал фразой «выбирая лингвистические единицы, противоположные литературной норме и выходящие за её рамки».  Саша посмотрел на мучения сестры и сказал: — Хочешь, я тебе книжку интересную покажу? — Я все твои учебники посмотрела, они все сложные, сам их читай. — У меня ещё одна есть, она красивая, с картинками. Про Монголию, они там свой Новый Год встречают.  Рая задумалась. — А у монголов есть Новый Год? — Аж два!  Они сели на диван. Саша раскрыл толстую книгу «Традиции монгольских народов». — Монголы хоть и кочевники до сих пор почти наполовину, но в современном мире тоже живут, и Новый Год отмечают первого января. Они, знаешь, как китайцы. Китайцы тоже к мировому Новому Году и улицы украшают, и всякие конфеты-шоколадки новогодние продают, и поздравляют друзей, и подарки дарят, но больше всего ждут своего китайского Нового Года. Монголы тоже рады встретить общий Новый Год, но свой национальный любят больше. Там и гуляния богаче, и улыбки шире, и столы от угощений ломятся. — И монголы в один день с китайцами второй Новый Год празднуют? — Знаешь, если честно, я не знаю. Вот в этом году китайцы отмечают двадцать второго января, а монголы — аж двадцать первого февраля. А в том году всё в один день второго февраля было. Вернусь в Элисту, спрошу у кого-нибудь. Гляди, какой дедушка-монгол нарядный, — Саша показал на картинку.  С неё на ребят смотрел смешной дедушка в войлочном халате, меховой рыжей шапке с длинным лисьим хвостом, жёлтом поясе и с кнутом. — Это Увлин Увгун, монгольский друг Деда Мороза. Монгольский Новый Год — Цагаан Сар, Белый Месяц, ещё праздник пастухов, поэтому Увлин Увгун — самый главный пастух в стране. У него в карманах и в мешке самые нужные вещи для любого кочевника — огниво, табакерка и кремень. — А внучка Снегурочка у него есть? — И внучка, и внук. Девочка-Снег Зазан Охин и Мальчик-Новый Год Шинэ Жиля. Обычно Цагаан Сар выпадает на февраль. Это очень древний праздник — он был введён ещё при Чингисхане в тринадцатом веке, только отмечался в сентябре, а потом внук Чингисхана, Хубилай, построил традиции, которые живут до сих пор. — Его отмечают весной, потому что весной всё расцветает? И почему Белым Месяцем называют? Белый Месяц, это больше декабрь или январь. — Есть несколько легенд, почему Цагаан Сар так назвали. К февралю после зимовки кончаются все запасы. Всё мясное съедено, муки нет, об овощах и фруктах только мечтать можно, но осталось молоко. Есть ошибочное мнение, что монголы — большие мясоеды. Что у них на столах только баранина и говядина. Это, конечно, отчасти правда, монголы знают толк в мясе, но едят его только на праздники или когда гости приходят. Сколько ты знаешь блюд из молока?  Рая задумалась. — Творог, сыр, мороженое, сметана, кефир, ряженка, снежок, мацони, сыворотка, йогурт… — А что мама в кофе добавляет? — Сливки! — А с чем мы булочки едим? — Со сгущёнкой! — Мы с тобой вспомнили всего двенадцать. Ну, ещё часик посидим, ещё столько же накидаем. А монголы знают около трёх сотен блюд из молока, и все разные. К февралю только они и остаются, красивые, вкусные, белые. Или, по самой логичной, к февралю морозы ещё не уходят, и по утрам всё украшает белый иней, и сугробы блестят на солнце настом.  Саша перевернул страницу. За столом сидела большая монгольская семья. — Утром хозяйка ставит варить чай. — И жарить борцики? — А ещё лепить буузы. Иногда лепят тысячу бууз — считается, чем больше будет гостей в доме, тем радостней будет Новый Год. В этот праздник даже последнего барана не жалеют, настолько монголы его любят. — А куда делся праздник пастухов? — Когда все традиционно пообедали, честь предкам отдали и в храм сходили, начинаются спортивные соревнования. Монголы не мыслят себя без лошади — даже в столице Улан-Баторе вполне нормальным будет явление, когда среди двадцати машин будут семь лошадей. Монголы половину жизни на лошади проводят — верхом скот пасут, верхом в соседний посёлок за мукой ездят, гуляют, на солнышке греются, а в маленьких посёлках в юртах-магазинчиках окна устанавливают высокие, чтобы человек мог с лошади свеситься, деньги протянуть, свой узелок забрать и поскакать дальше. В Цагаан Сар устраиваются конные скачки и для взрослых мужчин, и для маленьких наездников. Проводятся соревнования по борьбе, по стрельбе из лука, и все участники обязательно должны быть в нарядных костюмах. — Это же как наша Масленица, когда все на площадь приходят и ещё на столбы на скорость лазят. — Да-да, это похожие праздники, все означают приход весны и расцвет жизни. Цагаан Сар отмечают все монгольские народы. Вот в Калмыкии день Цагаан Сара — всегда выходной. Улицы все украшены, везде всё яркое, красивое, в Хуруле молебен ламы читают, и обязательно концерты устраивают. И на площади угощают гостей борциками и калмыцким чаем. У калмыков есть легенда об Окон-Тенгри, которая приносит Новый Год и защищает людей от несчастий.  Окон-Тенгри была девушкой неземной красоты и очень любила свой народ. Но ему приносили беды злые духи — и девушка решила выйти замуж за царя чудовищ, чтобы обрести над ними власть и потом уничтожить. Есть много легенд, как она это сделала… Многие приукрашиваются, чтобы были похожи на добрую сказку. Окон-Тенгри убила мужа, но поняла, что под сердцем носит сына царя мангусов. Ей предсказали, что ребёнок убьёт всех людей на Земле. Как только он родился, Окон-Тенгри убила его. Ей было очень тяжело, её прекрасное лицо стало жутким, кожа от страданий потемнела, но она стала могущественной богиней. Каждый год Окон-Тенгри вновь спасает человечество, и ранним утром на Цагаан Сар спускается на Землю, чтобы посмотреть, как живут её любимые люди. Поэтому в Цагаан Сар всегда просыпаются пораньше и надевают самые красивые одежды, чтобы Окон-Тенгри увидела, что её жертва была не напрасной. Калмыки Синьцзяня трепетнее всего относятся к древнему празднику, и в ночь Цагаан Сара не ложатся спать вообще. Принято часто молиться и делать подношения — считается, что в первые пятнадцать дней после Цагаан Сара все молитвы достигают тех, кому предназначены.  С фотографий на Раю смотрели довольные монголы со слезшей набекрень шапкой во время скачек, счастливые дети со связками борциков и калмыцкий чай играл молочными пузырьками. — А ты пришлёшь фотографии с Цагаан Сара, когда он наступит? — Конечно пришлю, и на монгольский когда-нибудь тебя с мамой и бабушкой свожу. — Прям в Улан-Батор? — Прям в Улан-Батор! Рая крепко обняла брата. Блог. Писать легко #неВсалате

Теги других блогов: монголы Новый Год празднование