Молочный чай
— Восемьдесят семь, восемьдесят девять…
— Восемьдесят восемь пропустила.
— Восемьдесят восемь…
Оказалось, что маму поставили на дежурство в новогоднюю ночь. Райка так расстроилась, что никакой Новый Год отмечать не хотела, но брат с бабушкой уговорили её порадоваться два раза: первый раз с ними, и второй, когда утром придёт мама.
Тридцать первого декабря Саша весь день ходил загадочный. Рая с семи утра бегала за ним хвостом и пыталась выпытать, что он хочет ей подарить. Тот с крайне умным видом отвечал ей что-то на калмыцком, девочка обижалась и шла искать бабушку. А бабушка вязала плед и считала петельки, это было священное занятие: когда бабушка вяжет, её нельзя отвлекать.
— Рай, иди сюда, давай чай варить.
Девочка залезла на стул и вздохнула.
— А он до завтра достоит? Если мама не попробует чай, она обидится.
— Конечно достоит! А кончится — ещё наварим, его варить — десять минут. Найди в шкафчике зелёный чай.
Парень набрал в кастрюлю воды и поставил на огонь. Рая задумчиво крутила в руках чайный листочек.
— А почему твои калмыки и монголы не придумали сразу чай просто заваривать?
— Это у нас с тобой сейчас есть хороший чай, который можно просто заваривать. У монголов такого не было, но были хитрые китайцы. Они продавали монголам спрессованные чайные кубики, называли их ну очень вкусным чаем, а на самом деле это была чайная пыль, перемолотые стебли и корешки, и заварить их было невозможно. И стали монголы думать, что с ними делать. Пытались варить — получилась горькая невкусная вода.
— А почему они сахар не добавили?
— У них сахара не было, но была соль.
— И они его посолили?
— Ага. Но вышло всё равно невкусно. И они, угадай, что сделали?
— Перца кинули?
— Кинули, и молоком разбавили. А потом поджарили ячменные зёрнышки для аромата. И кусочек бараньего жира для сытости растопили. И получился вкуснейший чай.
Рая с сентября сомневалась, что молочно-солёная чайная жидкость может быть вкусной. Но раз брат так мечтательно о ней говорит, то, ладно, в честь Нового Года можно будет попробовать.
— Мы сделаем чай попроще, всё-таки мы не кочевники и даже не монголы. Смотри, чай уже заварился и листики распрямились. Хочешь, магию покажу? Доставай молоко.
Парень тонкой струйкой налил молоко в коричневый чай. В кастрюльке стали играть пушистые облака, и девочка всплеснула руками.
— Ой, красота какая! А теперь что? Посолить?
Чай посолили и присыпали перцем. Рая осторожно опустила к краю кастрюльки нос и принюхалась. Пахнет, вроде, вкусно.
— А теперь всё?
— Технически да, но мы ведь варим чай калмыцкий, а не просто молочно-солёный. У калмыков есть традиция насыщать чай воздухом и девяносто девять раз мешать его половником. Обычно, когда мешают, читают буддийскую мантру, а мы с тобой, давай насытим его добрыми пожеланиями к Новому Году.
Рая мешала чай, и на поверхности пошли красивые пузырьки.
— Гляди, какая пенка, — сказал Саша. — Если пошла пенка, значит, чай хороший получился и с добрыми чувствами.
— Пусть у мамы сегодня будет мало вызовов, пусть она хорошо отдохнёт и придёт утром с нами праздновать Новый Год. Слушай, Саш, а представь, а продавцы в магазинах в каждый Новый Год работают. И их дома ждут дети и семья, а они работают, работают…
— И на фермах-точках тоже работают, каждый день, вообще без праздников. У нас праздник, выходной, а у них — и козу подоить надо, и овец загнать, и всех накормить... Пусть у них тоже будет счастливый Новый Год. Чтобы травы для скота много было, и болезней животные не хватали.
— А ещё, чтобы все люди на Земле были здоровы и жили долго-долго!
— Девяносто восемь, девяносто девять! — Рая торжественно досчитала до конца и посмотрела на брата. — А теперь уже можно пробовать?
— Пусть остынет две минуты, разливай по чашкам, а я бабушку позову.
К калмыцкому чаю не хватало только борциков. Уставшие после вчерашних бууз Саша и Рая решили, что борцики пожарят утром после Нового Года. Всё равно будет ещё девять дней каникул — нельзя же всё самое вкусное съедать в первый день!
Саша с довольной улыбкой пил чай. Рая дула на ложку, а бабушка пробовать не рискнула.
— Не бойтесь, он правда очень вкусный. Я четыре месяца его пил и глядите, живее всех живых. А монголы его вообще со времён динозавров пьют, и до сих пор живут.
Рая зажмурилась и сделала глоток. Посидела с закрытыми глазами, подумала, а потом сказала:
— Бабушка, пей скорее! Он такой вкусный! Там перец есть, но он не чувствуется! И соль не мешает!
Бабушке тоже понравился. Саша, посмотрев, как быстро уменьшается в кастрюле чай, понял, что к ночи надо будет варить ещё больше.
— А вы боялись.
К одиннадцати вечера на столе стояла большая тарелка бууз, в стаканах под лампочками гирлянды играл калмыцкий чай, а на плите доваривалась картошка.
— Один раз мамы дома не было, так вы всё переделали! — с улыбкой сказала бабушка. — Молодцы, ребята. Раечка, дай буузинку одну попробовать!
— Но бабушка, это на Новый Год!
— Всего одну, — она хитро улыбнулась.
Саша смотрел в окно на первые салюты. Баина сегодня не звонила. Он звонил ей три раза, но она не брала. Занята, тоже к Новому Году бегает на кухне и всё готовит. Она так просила рассказать ей, как Сашиным сестре и бабушке понравится калмыцкий чай…
— Саша, иди за стол! Твои буузы остынут скоро! И мы с бабушкой все съедим!
Потом позвонили маме. Мама Раи и Саши работает медсестрой. Обычно, новогодняя ночь — самая тяжёлая: то фейерверками поранятся, то за столом поспорят на что-нибудь, то подерутся… Но сегодня всё было спокойно. Мама попросила оставить ей чашку чая и пару бууз, а потом забили куранты.
— Райка, залезай под ёлку!
Девочка на коленках вытащила из-под разноцветной мишуры красивую коробочку в розовой блестящей бумаге.
— Бабушка, смотри, а тут на коробке «Бабушке» написано!
Девочка завизжала — под бумагой была куколка в пышном розовом платье и с короной на голове. Рая гладила её по светлым волосам и уже что-то ей рассказывала. А бабушка улыбалась новым спицам и целому пакету пряжи из настоящей верблюжьей шерсти.
— Саша, а ты что сидишь? — спросила Рая и переглянулась с бабушкой. — Там ещё одна коробка есть.
Парень удивлённо присел под ёлкой и достал синий свёрток. Он был перетянут невероятно знакомыми зелёными лентами из бабушкиной коробки. Из-под бумаги выпало письмо:
«Саша! Это Дед Мороз. Ты очень хороший мальчик, поэтому я принёс тебе подарок. Вчера я встретил твою бабушку, и она мне немного помогла. А твоя сестрёнка Рая попросила передать, что ты самый лучший брат на свете!»
Саша заулыбался. Таинственный Дед Мороз подарил ему пушистый коричневый шарф в полоску и маленького игрушечного кролика. Кролик мило улыбался и подмигивал левым глазом. Парень подошёл к сестре с бабушкой и крепко их обнял.
— Передайте Деду Морозу, что у меня самые лучшие сестра и бабушка!
А потом они пошли на улицу смотреть салюты. Мамины подарки оставили под ёлкой — пусть найдёт их утром! Пока Саша с Раей считал цветные взрывы на небе, Баина написала ему: «С Новым Годом, Сашенька!».
Блог. Писать легко
#неВсалате